Спортивный клуб Мангуст - Бобруйск

Правила каратэ WKF

 

 
   

 

Версия 5.3а Мадрид 2002год

В редакции «Белорусской федерации каратэ»

 

ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО КУМИТЭ

 

Статья 1. Площадка для соревнований

 

1.      Площадка должна быть ровной и безопасной. Площадка должна быть покрыта матами в виде квадрата со сторонами 8 метров( измеренного снаружи) с добавлением 2-х метров с каждой стороны в целях безопасности. Таким образом, должна быть свободная зона безопасности 2 метра в каждую сторону. Площадка может быть расположена на высоте 1 метра над уровнем пола. Приподнятая платформа представляет собой квадрат со стороной не менее 12 метров, включая в себя и площадку для соревнований, и зону безопасности.

  1. Линия длиной  0,5 метра должна быть проведена на расстоянии 2 метра от центра площадки для обозначения места расположения рефери.
  2. Для обозначения расположения участников соревнований проводятся две параллельные линии под прямым углом к линии рефери на расстоянии 1,5 от центра площадки
  3. Судьи располагаются на зоне безопасности:  один - напротив рефери, и по одному позади за каждым из соревнующихся на расстоянии 1 метр от участников в направлении рефери. Каждый судья должен иметь синий и красный флаги.
  4. Арбитр сидит за маленьким столом у зоны безопасности позади слева от рефери. Он должен иметь красный флаг или знак и свисток.
  5. Контролёр протокола располагается за официальным счётным столом между секретарём (ведущим счёт) и хронометристом.
  6. Граница площадки для соревнований шириной 1 метр должна отличаться по цвету от остальной площадки.

Пояснение:

 

  1. Не должно быть рекламных щитов и других средств рекламы на расстоянии менее 1 метра от зоны безопасности
  2. Маты не должны скользить по полу, но они должны иметь низкий коэффициент трения на верхней (лицевой)  стороне. Маты не должны быть такими же толстыми как маты для дзюдо, так как это препятствует движениям в каратэ. Рефери должен следить, чтобы отдельные маты не раздвигались во время соревнований, поскольку щели между ними являются опасными и могут привести к травме. Маты должны соответствовать утверждённому образцу WKF.

 

Статья 2. Официальная одежда

 

  1. Участники соревнований и их тренеры должны быть одеты в официальную униформу, описанную в этом разделе.
  2. Судейский комитет имеет право отстранить от соревнований любое официальное лицо или участника, не придерживающихся данного правила.

 

РЕФЕРИ

  1. Рефери и судьи должны носить официальную униформу, утверждённую Советом рефери. Униформа должна носиться во время всех соревнований и семинаров.
  2. Официальная форма должна быть следующей:

Однобортный тёмно – синий пиджак, застёгиваемый на две серебристые пуговицы

Белая рубашка с короткими рукавами

Официальный галстук, носимый без заколки

Прямые светло-серые брюки без манжет(отворотов)

Простые тёмно-синие или чёрные носки и чёрные без шнурков туфли

Женщины –рефери и судьи могут носить заколки для волос

 

УЧАСТНИКИ СОРЕВНОВАНИЙ

  1. Участники соревнований должны носить белое КАРАТЭ – ГИ без каких-либо надписей. Допустим только национальный герб (эмблема) или флаг. Эмблема или флаг должны находится на левой стороне куртку  и не превышать по площади 100см.кв (100 на 100 мм). На КАРАТЭ – ГИ может быть только эмблема производителя. Данная эмблема должна быть расположена в стандартных местах, в правой нижней угловой части куртки и на поясе брюк. Кроме того, индивидуальный номер, выдаваемый Организационным Комитетом, может носиться на спине. Один из соревнующихся должен носить красный, а другой синий пояс. Пояс должен быть шириной около 5 см. Длинна концов пояса ( после завязывания) составляет приблизительно 15 см на каждый из них (если измерять от узла).
  2. Не смотря на п.1, Организационный Комитет может разрешить ношение символики официальных спонсоров.
  3. Куртка должна быть такой длинны, чтобы при завязанном поясе прикрывать бёдра, но не более ¾ их длинны. Женщины – участницы могут носить простую белую футболку под курткой.
  4. Длинна куртки должна быть такой, чтобы прикрывать половину предплечья, но не далее основания кисти, Не разрешается закатывать рукава.
  5. Длинна брюк должна быть достаточной, чтобы закрывать 2/3 голени, но не ниже лодыжек кости. Закатывать брюки не разрешается.
  6. Участники соревнований должны содержать свои волосы в чистоте и укоротить их до длинны, не затрудняющей контроль над действиями на площадке. Головные повязки (ХАТИМАКИ) не разрешены. В случае если Рефери решит, что волосы участника слишком длинны и ( или) грязны, он может удалить участника  с площадки. В соревнованиях по кумитэ заколки  для волос запрещены, так же как и металлические зажимы. В ката зажимы -  невидимки для волос допускаются. Ленты и другие украшения не допускаются.
  7. Соревнующиеся должны иметь постриженные ногти и не должны носить металлических или других предметов, которые могли бы повредить соперника. Использование металлических зубных пластин (скоб) должно быть разрешено Рефери и Официальным Врачом соревнований под личную ответственность участника за любые повреждения и травмы.
  8. WKF одобрила следующий            образец накладок на руки: один участник обязательно надевает красные накладки, другой синие.
  9. Капа (защита зубов) – обязательна.
  10. Разрешается использование раковин и мягких щитков на голень. Протекторы стопы запрещены.
  11. Очки носить запрещается. Участник может носить контактные линзы под личную ответственность.
  12. Использование не установленной правилами экипировки и одежды запрещено. Женщинам можно носить дополнительно разрешённую экипировку, такую как протектор груди..
  13. Все защитные приспособления должны быть одобрены WKF.
  14. Использование бандажей, щитков или повязок, связанных с повреждениями (травмами) должно быть разрешено Рефери после совещания с Официальным Врачом.

 

ТРЕНЕРЫ

 

Тренер на протяжении всего времени соревнований должен быть одет в спортивный костюм и носить официальный идентифицирующий знак.

 

Пояснение:

 

  1. Участник должен носить один пояс: красный для Ака и синий для Ао. Пояса других цветов не разрешается использовать во время поединка.
  2. Капа должна быть хорошо подогнанной. Раковины со сменными чашками в бандаже запрещены, и участники, использующие их, наказываются.
  3. Могут быть  религиозные причины для ношения таких предметов, как тюрбаны и амулеты. Участники, желающие носить их в силу религиозных причин, должны заранее уведомить об этом Судейский комитет. Судейским комитетом рассматривается каждый такой случай.
  4. Если участник появился на площадке неподобающе одетым, то он или она не дисквалифицируется немедленно. Спортсмену предоставляется 1 минута на устранение нарушений.
  5. По решению Совета Рефери официальным лицам может быть позволено снять пиджаки.

 

Статья 3. Организация соревнований по кумитэ.

 

1.      Турнир по каратэ может включать соревнования по кумитэ и/или соревнования по ката. Соревнования по кумитэ могут подразделятся на командные и индивидуальные. Индивидуальные соревнования могут проводится по весовым категориям и в открытой (абсолютной) категории. Весовые категории подразделяются  на поединки. Термин «поединки»  также описывает соревнования в индивидуальном кумитэ между парами членов противостоящих команд.

2.      Участники не могут быть заменены в личном (индивидуальном) первенстве.

3.      Индивидуальные участники или команды, которые не представили себя (не явились) после соответствующего объявления, дисквалифицируются (КИКЕН) в данной категории.

4.      Участники соревнований являются все члены команды. Запасных участников как таковых нет.

5.      Перед матчем представитель команды должен предоставить официальный список, определяющий имена и порядок выхода на площадку членов команды. Участники выбираются из полной команды (из 7 или 4 членов), и их порядок выступления может быть изменён перед каждым раундом при условии, что о новом порядке сообщено заранее; но однажды изменённый порядок не может быть изменён до окончания раунда.

6.      Команда дисквалифицируется в том случае, если любой из её членов или тренер изменяют состав команды или порядок выхода без письменного уведомления до начала раунда.

 

 

Пояснение:

 

  1. «Круг» - отдельная стадия соревнований,  предшествующая конечному определению финалистов. В отношении соревнований по кумитэ круг уменьшает на 50 процентов  число участников. В этом контексте «круг» может означать стадию предварительного или последующего отсева. В матричной или круговой схеме соревнований «круг»  позволяет каждому участнику  один раз провести поединок.
  2. Могут возникать проблемы с произношением и идентификацией имён участников. Поэтому участниками должны использоваться соревновательные номера.
  3. Во время построения перед матчем команда представляет реальных участников. Не задействованные участники и тренер не включаются в построение. Они должны находится в отведённом для них месте.
  4. Для участия – мужская команда должна представить как минимум трёх участников, а женская – двух. Команда с меньшим числом участников удаляется по КИКЕН.
  5. Список команды и порядок выхода участников может быть представлен тренером или определённым уполномоченным команды. Если тренер подаёт список, на нём должны быть отличительные знаки, в противном случае ему может быть отказано в регистрации  списка. Список включает название страны или клуба; цвет пояса, присвоенный команде для данного матча; порядок выхода членов команды. Здесь должны быть имена и номера участников; список завершается подписью тренера или уполномоченного лица.
  6. В случае ошибки в расписании выхода на площадку не тех участников, независимо от результата поединок аннулируется. Для снижения вероятности маких ошибок каждый победитель должен подтвердить свою победу у контрольного стола перед тем, как покинет площадку.

 

Статья 4. Состав судейской бригады.

 

  1. Судейская бригада на каждый поединок (матч) состоит из одного рефери (СУСИН), 3 судей ( ФУКУСИН) и 1 арбитра (КАНСА)
  2. Рефери и судьи поединка не должны быть той же национальности, что и участники поединка.
  3. Кроме того, для управления обслуживания поединка должно быть назначено несколько хронометристов, дикторы, секретари, контролёр протокола.

Пояснение:

 

  1. Перед началом матча по кумитэ Рефери стоит на внешнем краю площадки, слева от него – судьи №1 и №2, справа- арбитр и судья №3.
  2. После ритуального обмена поклонами между участниками и судейской бригадой, рефери делает шаг назад, судьи и арбитр поворачиваются к нему, и все вместе кланяются. Затем судейская бригада занимает свои места.
  3. При смене  судейской бригады, сменяющаяся бригада занимает позиции как перед началом поединка, кланяются друг другу, затем покидают татами вместе.
  4. Когда сменяется отдельный судья, то новый судья подходит к нему, они кланяются друг другу и меняются местами.

 

Статья 5. Продолжительность поединка.

 

  1. Продолжительность поединка в кумитэ определена в 3 минуты- для взрослых(мужчины), как командные, так и индивидуальные поединки и 2 минуты – женщины, юниоры и кадеты.
  2. Отсчёт времени поединка начинается по команде Рефери о начале поединка и останавливается в каждом случае после команды Рефери «ЯМЭ».
  3. Хронометрист должен подавать сигналы чётко слышимым гонгом или свистком, означающими «осталось 30 секунд» или «время вышло». Сигнал «время вышло» означает конец поединка.

 

Статья 6. Счёт ( Ведение счёта).

 

1.      Счёт может быть следующим:

a)      САМБОН – 3 очка

b)      НИХОН-      2 очка

c)      ИППОН  -    1 очко

 

2.      Очки присуждаются, если техническое действие соответствует следующим критериям:

 

a)      Хорошая форма

b)      Спортивное отношение

c)      Энергичное применение

d)      Осмысленность, осознание (ЗАНСИН)

e)      Своевременность

f)        Правильная дистанция

 

3.      Три очка (САМБОН)  присуждаются

 

a)      Удары ногами в верхний уровень (  ДЗЁДАН)

b)      Бросок или подсечка, приводящая к падению, с последующим выполнением результативной ( оцениваемой) техники.

 

4.      Два очка (НИХОН)  присуждается за:

 

a)      Удары ногами в уровень ( ЧУДАН )

b)      Атака спины (включая заднюю часть головы и шеи)

c)      Комбинация ударов руками (серия или связка), каждый компонент которой есть оцениваемая техника

d)      Выведение соперника из равновесия с последующей оцениваемой техникой

 

5.      Одно очко (ИППОН)  присуждается за:

a)      Оцениваемая техника: ЧУДАН или ДЗЁДАН ЦУКИ, УЧИ

    

6.      Атака может быть проведена в:

a)      Голову

b)      Лицо

c)      Шею

d)      Живот

e)      Грудь

f)        Спину

g)      Бок

 

7.      Эффективная техника, выполненная одновременно с сигналом об окончании поединка, засчитывается. Техника, эффективная, но выполненная после команды остановки или окончания поединка, не оценивается и может наказываться.

8.       Если  техника выполняется за пределами площадки для состязаний, то она не засчитывается. Однако если один участник выполнил эффективную технику, будучи в пределах площадки и до команды Рефери «ЯМЭ», то она засчитывается.

9.       Эффективная техника, выполненная обоими участниками одновременно, не засчитывается (АЮЧИ).

 

Пояснение:

 

  1. Для получения очка (двух, трёх) техника должна быть нанесена в область, разрешённую для атаки (п.6, выше) и отвечать всем шести критериям.
  2. По соображениям безопасности броски противника без сохранения захвата, или с риском для жизни, или когда точка опоры выше уровня бедра, запрещены и  повлекут  за собой предупреждение или наказание. Исключение составляют особые подсечки, принятые в каратэ, которые не требуют поддержки противника при выполнении такой техники, как  Аси- барай, Ко ичи- гэри, Кани ваза и другие. После выполнения броска, Рефери даёт участнику 2-3 секунды,  в течении которых должна быть проведена оцениваемая техника. Когда участник падает либо теряет баланс в результате собственных действий и противник проводит оцениваемую технику, очки присуждаются, как будто участник стоял во весь рост.
  3. Считается, что техника с «хорошей формой» является эффективной в рамках концепций традиционного каратэ.
  4. «Спортивное отношение» является компонентом хорошей формы и означает высокую степень концентрации при выполнении оцениваемой техники. Без злобной агрессивности.
  5. «Энергичное применение» определяет силу и скорость  техники в желании достичь при помощи этой техники необходимый результат.
  6. «Осознание» (Зансин )- это тот критерий, который часто выпадает из поля зрения, когда производится оценка. Под ним подразумевается состояние, при котором соревнующийся максимально сконцентрирован, наблюдателен и осознаёт потенциал противника для ответного удара. Он не отворачивает лица при выполнении техники,  и после атаки смотрит в лицо соперника.
  7. «Своевременность»  обозначает выполнение техники в момент, когда это производит наибольший эффект.
  8. «Правильная дистанция» также обозначает выполнение техники на точном расстоянии для того, чтобы она имела наибольшее действие. Таким образом, если техника применяется к противнику, который быстро уходит от удара, то эффект такого удара значительно снижается.
  9. « Правильная дистанция» (Дистанцирование) - также относится к точному выполнению техники и обозначает место, в которой завершённая техника останавливается – в точке назначения или рядом с ней. Можно сказать, что удар рукой, не до конца выпрямленной, или ногой, который приходится в точку на расстоянии 2-5 сантиметров от поверхности кожи лица, имеет правильную дистанцию. Однако удары ДЗЁДАН, выполняемые руками, которые приходятся в точку более удалённую от цели, и которые противник не пытается блокировать и избежать, будут засчитываться при условии, что техника соответствует другим критериям.
  10.  Бесполезная техника является бесполезной, независимо от того, как и где она выполняется. Техника, в которой недостаточно хорошей формы или силы, не оценивается.
  11. Удары ниже пояса засчитываются в том случае, если они нанесены выше лобковой кости. Шея и горло являются разрешёнными зонами атаки. Однако не допустим контакт в горло, и техника может быть оценена, если она выполнена с должным контролем и без касания.
  12. Удары в область лопаток (под лопатку) оцениваются. Не засчитываются удары в область плечевого сустава и ключицы.
  13.  Сигнал гонга об окончании времени поединка исключает оценивать последующие действия участников поединка, даже если Рефери сразу же не остановил поединка. Сигнал к окончанию поединка не означает, что наказание не может быть применимо (однако и после данного сигнала может применяться наказание). Наказание может применяться Судейской Бригадой до тех пор, пока участники не покинут площадку. После этого наказание также может быть налощено, но только Судейским Комитетом.
  14. Случай настоящего АЮЧИ – редкость на практике. Два удара должны быть не только выполнены одновременно, но и являться оцениваемой техникой,  с хорошей формой и так далее. Два удара могут заканчиваться одновременно, но на самом деле редко они бывают одинаково эффективны. Рефери не должен рассматривать как АЮЧИ ситуацию, когда льшь один из одновременных ударов является оцениваемой техникой.

 

 

Статья 7. Критерии принятия решения.

 

Результат поединка определяется следующим образом: победа присуждается участнику в виду явного преимущества в 8 очков или по окончании времени

*      Участнику, набравшему наибольшее количество очков;

*      По ХАНТЭЙ;

*      По ХАНСОКУ, СИККАКУ или КИККЕН, вынесенным сопернику.

  1. Если поединок завершился с равным счётом или без счёта, Рефери провозглашает     ХИКИВАКЕ и начинает ЭНЧО –СЭН, если это применимо.

  2.  В индивидуальных поединках, в случае ничьи, назначается продолжение поединка, не пре превышающее 1 минуты (ЭНЧО –СЭН). ЭНЧО –СЭН – это продолжение поединка  и все наказания и предупреждения, полученные в основное время суммируются (засчитываются ). Участник, первым выполнивший оцениваемую технику, объявляется победителем.  В случае отсутствия  оцениваемых действий участников в течении ЭНЧО –СЭН решение принимается итоговым голосованием Судейской Бригады (ХАНТЭЙ). Решение принимается, основываясь на следующих критериях:

*      Отношение,

*      Боевой дух,

*      Сила, продемонстрированная участниками

*      Превосходство в техническом и тактическом плане

*      Инициатива в проведении большинства технических действий

Определение одного из  участников лучшим (победителем) - обязательно.

3. В командных соревнованиях ЭНЧО –СЭН (дополнительное время) не назначается, за исключением( п.5, ниже)

4.      Побеждает команда с наибольшим числом выигранных поединков. При равном количестве выигранных поединков победителем становится команда, набравшая наибольшее количество очков как в выигранных, так и в проигранных поединках.

5.      Если команды имеют равное количество выигранных поединков и набрали равное количество очков, то проводится решающий поединок. В случае ничьей и в нём, объявляется ЭНЧО –СЭН, не более 1 минуты. Участник, первым выполнивший оцениваемую технику, объявляется победителем. Если в течение добавленного времени ( ЭНЧО –СЭН ) оцениваемых действий не было, решение принимается голосованием (ХАНТЭЙ).

6.      В мужских командных соревнованиях, команда выигравшая 3 поединка, объявляется победителем. В женских  командных соревнованиях побеждает команда, имеющая 2 победы. Остальные поединки не проводятся.

 

  Пояснение:

 

1.      При определении результата поединка по ХАНТЭЙ Рефери выходит за пределы площадки, говорит «ХАНТЭЙ» и дает двухтоновый свисток. Судьи сообщают о своём решении с помощью флагов, одновременно с ними Рефери сообщает о своём собственном решении, поднимая руку со стороны победившего, по его мнению, участника. Затем Рефери даёт короткий свисток, возвращается в исходное положение и объявляет решение Судейской Бригады.

2.      В случае ничьей, Рефери возвращается на свою исходную позицию. Он помещает руку вдоль груди и затем поднимает её согнутой в сторону лучшего по его мнению, участника. Таким образом, он выражает свой выбор, пользуясь правом решающего голоса. Затем Рефери показывает победителя обычным  способом.

 

Статья 8. Запрещённое поведение.

 

Существуют ДВЕ  категории запрещённого поведения: Категория 1 и Категория 2

 

Категория 1

 

  1. Атаки с превышением контакта, в запрещённые области, с контактом горла
  2. Атаки рук, ног паха, суставов, подъема стопы
  3. Атаки лица открытой рукой
  4. Опасная или запрещённая бросковая техника, которая приводит к травме

 

Категория 2

 

  1. Симулирование или преувеличение травмы.
  2. Повторяющиеся выходы за пределы площадки (ДЗЁГАЙ).
  3. Пренебрежение собственной защитой или опасное поведение, провоцирующее соперника на нанесений травмы (МУБОБИ)
  4. Уклонение от поединка с целью сохранения (удержания) определённого счёта (не дать провести сопернику оцениваемую технику).
  5. Необоснованный клинч, борьба, толчки или захваты без попытки проведения броска или техники.
  6. Техника, которая в принципе не может быть контролируемой и опасна для соперника, а также опасные и неконтролируемые атаки, независимо от того, достигли они цели или нет.
  7. Атаки головой коленями или локтями.
  8. Разговоры с соперником, насмешки над ним, раздражающие его замечания или неподчинение распоряжением  Рефери, некорректное поведение по отношению к официальным лицам или другие нарушения этикета.

 

  Пояснение:

 

1.    Традиционная техника каратэ, выполненная в полную силу, может привести к серьёзным травмам и даже смерти. Соревнования по каратэ –спорт, поэтому некоторые из наиболее опасных приёмов запрещены, и все действия должны быть контролируемыми.            Тренированный каратэка может выдержать достаточно сильный удар в область мышц, но лицо, пах и суставы не защищены мышцами и подвержены травмам. Поэтому вся техника, приведшая к травме, должна бать наказана, если эта  травма не вызвана действиями самого пострадавшего. Спортсмены должны демонстрировать технику с контролем и хорошей формой. Если этого нет, то должно следовать предупреждение или наказание.

Взрослые (Сеньоры) и Юниоры.

 

  2. На соревнованиях среди Взрослых и Юниоров допустим лёгкий не травмирующий контролируемый контакт с лицом, головой и шеей (но не с горлом). Если по мнению Рефери, контакт слишком сильный, но не уменьшает шансы спортсмена на победу, может быть дано предупреждение ЧУКОКУ. Повторный контакт при тех же самых  условиях наказывается  КЕЙКОКУ и ИППОН  (1 очко) присуждается сопернику. В случае третьего контакта следует наказание ХАНСОКУ-ЧУЙ и противнику присуждается НИХОН (2 очка). Дальнейшее превышение контакта ведёт к дисквалификации –ХАНСОКУ.

 

Контакт с лицом - Кадеты

3.    Для кадетов любая техника в голову, лицо и шею должна быть абсолютно контролируемой. Следовательно, любое касание накладкой цели не оценивается Судейской Бригадой. Допустимо при технике ударов ногами в голову, лицо  или шею только лёгкое касание. В случае если контакт не может быть рассмотрен как лёгкое касание, Судейская Бригада даёт предупреждение. Любая техника в голову, лицо или шею, которая привела к травме, независимо от её тяжести, наказывается или же спортсмену выносится предупреждение, если только травма не вызвана действиями самого пострадавшего.

4.    Рефери должен постоянно следить за травмированным участником. Поведение последнего может послужить Рефери основанием для принятия решения. Небольшая задержка в вынесении решения позволяет появиться некоторым симптомам, таким как кровотечение из носа, например. Наблюдение также позволит выявить попытки спортсмена ухудшить небольшую травму в тактических целях. Примером может служить усиленное дыхание повреждённым носом или когда участник усиленно трёт лицо перчаткой.

5.   Ранее полученная травма может проявляться в виде симптомов не соответствующих степени контакта, нанесённого в текущем поединке, и  Рефери должен принимать это в расчёт при наказании за кажущийся сильный контакт. Например относительно лёгкий контакт может привести к невозможности продолжить поединок  по причине кумулятивного эффекта, то есть усиления последствий травмы, полученной в предыдущем поединке(ранее). Официальное лицо соревнований должно ознакомиться с медицинскими картами спортсменов до начала матча или поединка и удостоверится, что участники здоровы и могут бороться. Рефери должен быть информирован, если спортсмену оказывалась медицинская помощь из-за травмы.

6.    Спортсмены, которые умышленно преувеличивают полученный ими контакт с целью наказания соперника ( растирают лицо, шатаются, падают без необходимости) должны быть немедленно  предупреждены или наказаны Рефери.

7.   Симуляция травмы, которая не была получена, - серьёзное нарушение правил. СИККАКУ выносится участнику, симулирующему травму также, когда падение, катание по полу не соответствуют степени полученных повреждений, по мнению независимого врача. Преувеличение действительно полученной травмы – менее серьёзное нарушение, за это выносится предупреждение или наказание.

8.   Спортсмены, которые получают СИККАКУ за симуляцию травмы, удаляются с площадки и направляются на Медицинскую Комиссию WKF, которая немедленно проводит осмотр спортсмена. Медицинская Комиссия представляет свой доклад Совету Рефери до окончания соревнований. Спортсмены – симулянты подвергаются строгому наказанию вплоть до пожизненной дисквалификации за повторное подобное нарушение.

9.   Горло – особенно уязвимая область, поэтому даже за лёгкий контакт выносится предупреждение или наказание, если только травма не явилась результатом действий самого пострадавшего.

10.  Бросковая техника делится на два типа. Традиционная техника подсечек каратэ, таких как АСИ –БАРАЙ, КО-УТИ ГЭРИ и  им подобные ( когда соперник выводится из равновесия или бросается без предварительного захвата), относятся к первому типу. Броски, которые требуют захвата или удержания соперника для выполнения, относятся ко второму типу. Точка опоры при броске не может быть выше бедра и соперника нужно удерживать во время броска для обеспечения его безопасного падения. Броски через плечо, такие как СЭЙО НАГЭ, КАТА ГАРУМА и так далее запрещены, как и броски ТОМОЕ НАГЭ, СУМИ ГАЭСИ  и тому подобные. Если соперник травмирован в результате бросковой техники, Судейская бригада решает, выносить ли наказание.

11.    Атаки открытой рукой в лицо запрещены, так как опасны для зрения.

12.   ДЗЁГАЙ – представляет собой ситуацию, когда стопа спортсмена или любая другая часть тела касается пола за пределами площадки. Исключение составляет случай, когда спортсмена выталкивают или бросают за пределы площадки.

13.   Момент произнесения «ЯМЭ» может помочь при определении ДЗЁГАЙ. Если АКА успешно проводит техническое действие и сразу после этого выходит за границу площадки, то «ЯМЭ» должен произноситься в момент окончания атаки. Таким образом, выход за пределы площадки происходит после сигнала остановки времени и не наказывается. Если атака АКА оказывается неуспешной, «ЯМЭ» не произносится и выход фиксируется. Если АО выходит за пределы площадки после успешной атаки АКА после команды «ЯМЭ», выход не наказывается. Если АО выходит или вышел в тот момент, когда АКА успешно атакует (оставаясь в пределах площадки), последнему присуждается очко, а АО наказывается за выход с площадки.

14.  Спортсмен,  который постоянно отступает без эффективных действий, входит в клинч, или специально выходит за площадку с целью не дать сопернику заработать очки, должен быть предупреждён или наказан. Это часто происходит на последних секундах до конца поединка. Если это нарушение происходит за 10 или более секунд до конца поединка, Рефери обязан предупредить нарушителя. Если этому предшествовало нарушение Категории 2 или несколько нарушений, то нарушитель наказывается.

15.  Однако если это происходит менее чем за 10 секунд до конца поединка, Рефери наказывает нарушителя КЕЙКОКУ (неважно было до этого ЧУКОКУ или нет) и присуждает ИППОН сопернику.             Если этому предшествовало КЕЙКОКУ ИЛИ ХАНСОКУ-ЧУЙ 2 категории, то нарушитель получает следующее по шкале наказание. Рефери должен обеспечить ситуацию, чтобы спортсмен не отступал в результате опасных атак соперника, в этом случае атакующий должен быть предупреждён или наказан.

 16.  Примером МУБОБИ является случай, когда спортсмен начинает решительную атаку без обеспечения собственной безопасности. Некоторые спортсмены пытаются проводить удар рукой с долгим возвратом и теряют при этом способность блокировать контратаку. Такие открытые атаки есть МУБОБИ и они не оцениваются. Как тактическую уловку следует рассматривать такие театральные жесты спортсмена, когда он  сразу же после выполненной атаки отворачивается от соперника, выражая этим своё «превосходство»  и демонстрируя заработанное очко. Такой спортсмен теряет способность защищаться, а также вводит в заблуждение оппонента. Цель  таких действий – привлечь внимание Рефери к своей технике. Это также яркий пример МУБОБИ. Если травма получена вследствие запрещённого поведения пострадавшего, то Рефери даёт ему предупреждение или наказание по 2 категории и может отказаться наказывать спортсмена, нанесшего травму.

17.  Любое грубое поведение официальной делегации может повлечь дисквалификацию спортсмена, команды или делегации на турнире.

 

Статья 9. Наказания.

 

Предупреждение: (ЧУКОКУ) Применяется за небольшие (мелкие) нарушения правил в первый раз за время поединка.

КЕЙКОКУ. Наказание, при котором сопернику присуждается одно очко (ИППОН). Налагается за нарушения за которые в данном поединке уже выносилось замечание или за нарушение, не достаточно серьёзные для вынесения ХАНСОКУ – ЧУЙ.

ХАНСОКУ – ЧУЙ. Наказание, при котором сопернику присуждается 2 очка (НИХОН). Обычно выносится за  нарушения, за которые в данном поединке уже налагалось КЕЙКОКУ. Также  может сразу выносится за серьезные нарушения, но не достаточно серьезные для вынесения ХАНСОКУ.

ХАНСОКУ. Следует за очень серьёзные нарушения, за которые в данном поединке уже налагалось ХАНСОКУ – ЧУЙ. Это ведёт к дисквалификации спортсмена. В командной встрече пострадавший спортсмен получает 8 очков, очки соперника аннулируются.

СИККАКУ. Это дисквалификация с настоящего турнира, соревнований или матча. Чтобы определить пределы СИККАКУ необходимо проконсультироваться с Советом Рефери. СИККАКУ выносится в случае, если спортсмен не подчиняется приказам Рефери, действует злобно или совершает действия, приносящие вред престижу или задевает честь каратэ-до, или за другие нарушения правил и духа спортивных состязаний. В командных соревнованиях в случае получения спортсменом СИККАКУ его соперник получает 8 очков, очки нарушителя аннулируются.

Пояснение:

1. Нарушения 1-й и 2-ой категории учитываются отдельно.

2. Один вид наказания выносится за одно нарушение правил. Такое же нарушение правил повторно должно повлечь за собой более суровое наказание. Нельзя, например, применять такую санкцию, как предупреждение за превышение контакта и в первый и во второй раз.

3. Предупреждении ЧУКОКУ применяются за незначительные нарушения правил и в том случае, когда, по мнению Судейской Бригады, возможности участника выиграть не уменьшены в следствие действий противника.

4. КЕЙКОКУ может назначаться без предшествующих  предупреждений. КЕЙКОКУ назначается, когда шансы участника выиграть незначительно уменьшены  вследствие действий нарушителя.

5. ХАНСОКУ – ЧУЙ может назначаться непосредственно, или после предупреждения, или после КЕЙКОКУ и применяется, когда шансы участника выиграть серьёзно уменьшены вследствие действий противника.

6. ХАНСОКУ  назначается за сумму наказаний, но также может назначаться непосредственно за серьёзные нарушения правил. Оно применяется, когда шансы участника выиграть  практически сведены к нулю вследствие действий оппонента.

7. О любом участнике, получившем ХАНСОКУ за нанесение травмы, и который
по мнению Совета Рефери и Контролёра соревнований, действовал безрассудно
или опасно и если они считают , что он не имеет навыков контроля, необходимых для соревнований WKF, будет доложено Совету Рефери.
Совет Рефери решит  будет ли этот участник отстранён от этих и/или последующих соревнований.

8. СИККАКУ может назначаться непосредственно без какого-либо предупреждения. В этом случае является необязательным для участника сделать что-то, чтобы получить его. Достаточно, чтобы Тренер или не участвующие в соревнованиях члены делегации, к которой относится спортсмен, своим поведением нанесли вред престижу и чести каратэ-до. Если Рефери считает, что какой-либо участник действовал злобно, несмотря на то, была или не была нанесена какая-либо физическая травма, то СИККАКУ, но не ХАНСОКУ является правильным наказанием.

9. СИККАКУ должно быть объявлено публично.

 

Статья 10. Травмы и несчастные  случаи на соревнованиях.

 

  1. Решение о КИКЕН принимается, когда участник или участники не выходят на площадку, когда их вызывают, когда они не в состоянии продолжить поединок, покинув площадку, или удаляются по приказу Рефери. Основанием для прекращения схватки  может служить травма, которая была нанесена не вследствие действий соперника ( не по его вине).
  2.  Если два участника наносят травмы друг другу или страдают от последствий предшествующей травмы, и признаются врачом соревнований неспособными продолжать бой, победа присуждается участнику, набравшему наибольшее количество очков в ходе поединка. В индивидуальных поединках если счёт равный, тогда голосование (ХАНТЕЙ)  определяет результат схватки. В командных – ХИКИВАКЕ. В командных в решающем – ХАНТЕЙ.
  3. Участник, получивший травму и который по решению врача соревнований не в состоянии бороться, не может продолжать участвовать в боях на этих соревнованиях.
  4. Травмированному участнику, который выигрывает схватку в связи с дисквалификацией противника вследствие нанесения им травмы, не разрешается далее участвовать в боях на данных соревнованиях без разрешения врача. Если он травмирован, он может выиграть следующую схватку  посредством дисквалификации, но в этом случае немедленно должен быть отстранён от дальнейшего участия в соревнованиях по кумитэ в этом турнире.
  5. Когда участник травмирован, Рефери должен немедленно прекратить поединок и вызвать врача. Только врач имеет право ставить диагноз и оказывать  помощь при травме.
  6. Участнику, который получил травму во время поединка и которому требуется медицинская помощь, даётся 3 минуты для её получения. Если этого времени, то Рефери должен решить, объявлять ли его неспособным бороться дальше (Статья 13, параграф 9-4 ) или дать дополнительное время для оказания помощи.
  7. Любой участник, который падает, вследствие броска, или в нокдауне и не может встать на ноги в течении 10 секунд, считается неспособным продолжать далее поединок и должен быть автоматически выведен из всех боёв Кумитэ на этом турнире. В случае, если после проведения броска, падает и находясь в нокдауне и не встаёт на ноги, то Рефери должен дать сигнал свистком хронометристу начать обратный отсчёт 10 секунд, и  одновременно вызвать врача, если необходимо. Хронометрист должен остановить часы (секундомер), когда Рефери поднимет руку.

 

 

Пояснение:

 

1.        Когда Рефери объявляет, что участник не в состоянии продолжать бой, соответствующая запись должна быть сделана в мониторной карате данного участника. Степень недееспособности должна быть пояснена для других членов судейской бригады.

2.        Участник может выиграть в связи с дисквалификацией соперника, которая последовала за суммарные нарушения категории 1. В этом случае победитель может не иметь серьёзных  травм. Вторая победа на тех же соревнованиях должна привести к его снятию с соревнований, даже если он в состоянии продолжить поединки.

3.        Рефери следует вызывать врача в том случае, если участнику нанесли травму и ему необходима медицинская  помощь.

4.        Врач обязан давать рекомендации по безопасности, только если они относятся к надлежащему медицинскому обслуживанию именно этого конкретного пострадавшего участника.

5.        При применении «Правила о 10  секундах» учёт времени должен вестись хронометристом, назначенным для этой особой цели. На 7-й секунде звучит предупредительный сигнал и на 10-й секунде звучит финальный сигнал об окончании поединка. Хронометрист останавливает часы (  секундомер ) после того, как участник встаёт на ноги и выпрямляется, и Рефери поднимает руку.

6.        Судейская Бригада принимает решение о победителе на основе ХАНСОКУ, КИКЕН или СИККАКУ  в зависимости от ситуации.

7.         В командных соревнованиях, в случае если член команды получит КИКЕН, то его очки аннулируются, а очки соперника становятся равны – 8 .

 

 

СТАТЬЯ 11. Официальный протест.

  1. Никто не имеет право опротестовывать действия Судейской Бригады
  2. В случае противоречия судейства действующим правилам право на протест имеет только Президент Федерации или официальный представитель
  3. Протест подастся в письменной форме сразу после поединка. Единственное исключение касается протеста по поводу плохой организации. Контролер Площадки должен быть немедленно поставлен в известность.
  4. Протест должен быть подан представителю Апелляционного Жюри. Апелляционное Жюри рассматривает обстоятельства, побудившие подать протест. Приняв во внимание все факты, Апелляционное Жюри составляет отчет, и имеет право предпринять необходимые действия.
  5. Любой протест, касающийся применения правил, должен подаваться в письменной форме в соответствии с процедурой, принятой Комитетом по управлению (далее КУ) W.K.F., и должен быть подписан официальным представителем команды или участника (участниками) соревнований.
  6. Сторона, подающая протест, должна сделать депозит, установленный КУ W.K.F., и копия чека об оплате должна быть подана вместе с протестом представителю Апелляционного Жюри.
  7. Жюри включает по одному представителю от Совета Рефери, Технического Комитета и Медицинского Комитета.

Пояснение:

  1. Протест должен включать в себя имена участников, членов судейской бригады и детальное описание предмета протеста. Общие претензии в качестве протеста не принимаются. Бремя доказательства существа протеста лежит на заявителе.
  2. Протест рассматривается Апелляционным Жюри, кроме того, Жюри рассматривает представленные доказательства. Жюри также производит изучение видеозаписей и опрашивает должностных лиц с целью установления объективности протеста.
  3. Если Апелляционное Жюри признает правомочность протеста, то предпринимаются соответствующие шаги. Также принимаются меры для избежания подобных ситуации в дальнейшем. Помещенный депозит возвращается.
  4. Если Апелляционное Жюри признает протест неправомочным, то он откланяется, и оплата (депозит) передастся W.К.F..
  5. Последующие поединки (матчи) откладываются, даже если официальный протест только готовиться. Это является обязанностью Арбитра (Главного Судьи), который несет ответственность за проведение матча в соответствии с Правилами Соревнований.
  6. В случае административных нарушений, тренер может обратиться непосредственно к Контролеру Площадки. Контролер уведомляет Рефери.

СТАТЬЯ 12. Полномочия и обязанности.


СОВЕТ РЕФЕРИ

Полномочия и обязанности Совета Рефери следующие:

  1. Обеспечивать подготовку каждого чемпионата при взаимодействии с Организационным Комитетом, что касается места проведения, предоставления необходимого оборудования, контроля и руководства матчами, мер предосторожности и т.д.
  2. Предоставлять и назначать Контролеров (Главных Рефери) для обеспечения контроля над проведением соревнований и предпринимать меры, определенные отчетами Контролеров матча
  3. Контролировать и координировать общее выполнение своих функций официальными лицами.
  4. Назначать резервных официальных лиц по мере необходимости.
  5. Выносить окончательные решения по вопросам технического характера, которые могут возникнуть во время встречи и которые не регулируются правилами.

КОНТРОЛЕРЫ МАТЧА

Полномочия и обязанности Контролеров матча следующие:

  1. Делегировать, назначать и следить за работой Рефери и Судей в течение всех матчей на контролируемом участке.
  2. Выносить оценку судейства Рефери и Судей и обеспечивать соответствие квалификации официальных лиц стоящим перед ними задачам.
  3. Приказывать Рефери остановить поединок в случае, если Арбитр сообщает о нарушении правил соревнований
  4. Ежедневно готовить письменный отчет по каждому официальному лицу, включая их рекомендации для Совета Рефери (если таковые имеются).

РЕФЕРИ

Полномочия и обязанности Рефери следующие:

  1. Рефери ("СУСИН") имеет полномочия проводить поединки, включая их начало, остановку и окончание.
  2. Присуждает очки.
  3. Объясняет, если это необходимо, Контролеру Площадки, Совету Рефери или Апелляционному Жюри основания для принятии того или иного решения
  4. Назначает штрафные очки и дает предупреждения (до, во время или после поединка)
  5. Принимает во внимание мнение Судей и выносит решение
  6. Объявляет дополнительное время поединка
  7. Проводит голосование Судейской Бригады (ХАНТЕИ) и оглашает результат.
  8. Объявляет победителя.
  9. Полномочия Рефери охватывают не только непосредственно область проведения поединка, но и близлежащий периметр.
  10. Рефери даёт все команды и делает все объявления .

СУДЬИ

Судьи (ФУКУСИН) наделены следующими полномочиями:

  1. Помогать Рефери жестами при помощи флажков.
  2. Пользоваться правом голоса при голосовании по решениям.

 Судьи должны внимательно следить за действиями участников и сигнализируют о своем мнении Рефери в следующем случае:
1) Оцениваемая техника;
2) Когда участник совершил запрещенное действие или технику;
3) Когда замечено, что участник травмирован или болен;
4) Когда один или оба участника вышли за пределы площадки (ДЗЁГАЙ);
5) В любых других случаях, когда необходимо привлечь внимание Рефери;

АРБИТРЫ
Арбитр (КАНСА) должен ассистировать Контролеру Площадки, наблюдая за матчами или схваткой. Если решение Рефери и/или Судей не будет соответствовать Правилам Соревнований, Арбитр должен немедленно поднять красный флажок или знак и дать сигнал свистком. Контролер Площадки должен приказать Рефери остановить матч или схватку и исправить ошибку. Протокол матча становится официальным документом только после одобрения Арбитром.
Глава счетной комиссии:
Наблюдатель должен вести отдельный протокол очков, присуждаемых Рефери и в то же время наблюдать за работой назначенных хронометристов и ответственных за подсчет очков.

Пояснение:

1.      Если 3 судьи дают одинаковый  сигнал или присуждают очки одному участнику, рефери должен остановить схватку и вынести решение, согласно большинству голосов. Если рефери не остановит поединок, арбитр должен поднять красный флажок или знак и дать сигнал свистком.

2.      Если 2 судьи дают одинаковый сигнал или присуждают очки одному участнику, рефери должен принять во внимание их мнение, но если считает его ошибочным, то он может не останавливать поединка.

3.      Однако если схватка остановлена, то принимается решение большинства. Рефери может попросить судей пересмотреть решение, но не может вынести свое решение вопреки решению 2 судей, не имея поддержки 3-го судьи.

4.      Когда Рефери видит очко, он даёт команду ЯМЭ и останавливает поединок. Затем он показывает предпочтённого спортсмена, подняв руку, согнутую в локте в сторону предпочтённого участника проведшего оцениваемую технику.

5.      В случае решения – два на два, Рефери показывает соответствующим жестом почему очко одного из участников не засчитывается, а затем даёт очко оппоненту.

6.      Рефери может просить судей пересмотреть решение, если он считает его неверным, или если решения судей противоречат правилам, например в случае превышения контакта, или когда очки даются участнику, который выполнил технику, находясь за пределами площадки (ДЗЕГАЙ), или когда, по мнению рефери оценка судей является слишком высокой или низкой.

7.      Если 3 судьи имеют разные мнения, то Рефери может вынести решение, поддерживаемое одним из судей.

8.      В ХАНТЕЙ Рефери и каждый из судей имеют один голос. В случае ничьей ЭНЧО-СЕН Рефери имеет решающий голос.

9.      Судьи оценивают только то, что они видели фактически. В случае, если они не уверены в том, что техника подлежит оценке, они сигнализируют МИЕНАЙ.

10.  Роль Арбитра заключается в том, чтобы обеспечить прохождение матча в соответствии с правилами соревнований. Арбитр не является дополнительным судьей. Он не имеет права голоса, не может иметь права суждения относительно правомерности присуждаемых очков или Д3ЁГАЯ. Арбитр несет ответственность лишь за строгое соблюдение процедуры.

11.  В случае если Рефери не услышал сигнал финального гонга, Глава Счетной Комиссии дает сигнал свистком.

12.  Судейская Бригада объясняет основания принятия того или иного решения в процессе судейства только Контролеру площадки, Совету Рефери или Апелляционному Жюри. Больше никто не вправе требовать от Судейской Бригады таких объяснений.

СТАТЬЯ 13. Начало, прерывание и окончание матча.

  1. Термины и жесты, используемые Рефери и Судьями при управлении матчем, указаны в Приложении №1 и №2.
  2. Рефери и Судьи занимают предписанные позиции и, после обмена поклонами между участниками. Рефери объявляет "СЁБУ ХАДЗИМЕ", и поединок начинается.
  3. Рефери останавливает поединок командой "ЯМЭ". Если необходимо, Рефери приказывает участникам занять свои позиции (МОТО НО ИЧИ)
  4. Рефери возвращается на свою позицию, и Судьи сообщают о своем мнении соответствующими сигналами флажков. Если присуждается оценка. Рефери называет участника (АКА или АО), область атаки (ЧУДАН или ДЗЁДАН), оцениваемую технику (Цуки, Учи, Гери), и затем - соответствующую оценку, используя необходимый жест. Рефери возобновляет поединок командой "ТСУЗУКЕТЕ ХАДЗИМЕ".
  5. Если по ходу поединка преимущество одного из участников достигнет 8 очков, Рефери отдает команду "ЯМЭ" и приказывает участникам занять исходные позиции и сам занимает свою. Рефери объявляет победителя, поднимая руку с его стороны, и произносит " АКА (АО) НО КАЧИ". На этом поединок заканчивается.
  6. В случае окончания времени поединка участник, набравший большее количество очков, объявляется победителем. Рефери поднимает при этом руку со стороны этого спортсмена и произносит " АКА (АО) НО КАЧИ". На этом поединок заканчивается.
  7. Когда время истекло, и счет равный или не открыт, Рефери должен объявить "ЯМЭ" и вернуться на свою позицию. Рефери объявляет ничью (ХИКИВАКЕ) и начало ЭНЧО-СЕН, если это применимо.
  8. Судьи и Рефери имеют по одному голосу в случае ХАНТЕЙ. Исключение составляют те ситуации, когда ХАНТЕЙ объявлен после ничьей в ЭНЧО-СЕН. Здесь Рефери может использовать право решающего голоса для того, чтобы преодолеть ничью.
  9. Рефери должен объявить "ЯМЭ" и временно остановить схватку в следующих ситуациях:
    1) Когда один или оба участника вышли за пределы площадки;
    2) Когда рефери хочет приказать участнику поправить каратэ-ги и протекторы;
    3) Когда участник нарушил правила;
    4) Когда Рефери считает, что один или оба участника не могут продолжать поединок из-за травмы, болезни или по другим причинам. Руководствуясь мнением врача соревнований. Рефери должен решить, следует ли продолжать поединок;
    5) Когда участник хватает соперника и не применяет технику немедленно, или не выполняет бросок в течение 2-3 секунд;
    6) Когда один или оба участника падают или брошены на татами и в течении 2-3 секунд не применена эффективная техника;
    7) Когда оба участника в результате падения или броска оказываются на полу и начинают бороться;
    8) Когда 3 судьи дают один сигнал или присуждают очко одному участнику.              9)  Когда это требует сделать контролёр  матча

Пояснение:

  1. Начиная поединок, Рефери и первую очередь просит участников занять свои позиции. Если до этого участник вступает на площадку, его просят уйти с площадки. Участники должны поклониться друг другу как положено по этикету - краткий кивок расценивается как невежливый и недостаточный. Рефери может попросить участников поклониться, если ни один не изъявил желания сделать это первым, как показано в Приложении №2 данных правил.
  2. При возобновлении поединка (после команды "ЯМЭ"), Рефери должен удостовериться, что оба участника занимают свои исходные позиции и находятся в правильном положении. Участников, которые прыгают в этот момент или совершают какие-либо движения, следует призвать к порядку перед тем как начнется схватка. Рефери должен возобновить поединок с минимальной задержкой.

СТАТЬЯ 14. Изменения.

Данные правила могут быть дополнены или изменены только спортивной комиссией W.K.F. с одобрения КУ W.K.F.

 

 

 

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО КАТА

СТАТЬЯ 1. Площадка для соревнований по ката.

  1. Площадка должна быть гладкой и безопасной.
  2. Площадка должна быть  достаточного размера для беспрерывного выполнения ката.

Пояснение:

Для правильного исполнения ката необходимо гладкая поверхность . Обычно для этой цели подходят маты для кумитэ.

СТАТЬЯ 2. Официальная одежда.

  1. Участники и судьи должны быть одеты в официальную одежду, как определено в Статье 2 правил по кумитэ.
  2. Любой участник, который не соблюдает вышеуказанное правило, может быть отстранён от соревнований.

Пояснение:

  1. Куртка каратэ-ги не должна сниматься во время выполнения ката.
  2. Участникам,  одетым не по форме даётся 1 минута, чтобы устранить недостатки.

СТАТЬЯ 3. Организация соревнований по ката.

  1. Соревнования по ката проходят в форме командных и индивидуальных матчей. Командные матчи состоят из соревнований между командами из 3 человек. Каждая команда может состоять только из мужчин или только из женщин. Индивидуальный матч по ката представляет собой поединки отдельно среди женщин и отдельно среди мужчин.
  2. Применяется система соревнований с выбыванием и утешительным кругом.
  3. Во время соревнований участники выполняют обязательное ("СИТЭЙ") ката и произвольное ("ТОКУЙ"). Выполняемые ката по стилю должны соответствовать школам каратэ-до, определяемым W.K.F. как базирующиеся на системах Годзю, Сито, Сёто, Вадо. Список обязательных ката  даётся в Приложении № 6 , а список одобренных произвольных ката,  в Приложении № 7.
  4. При выполнении обязательных КАТА не допускается никаких вариаций.
  5. При выполнении КАТА (произвольных) из списка ТОКУЙ, приведённом в Приложении №7. Разрешается варьировать ката   в пределах школы(стиля) участника.
  6. Официальные лица, обслуживающие соревнования, должны быть уведомлены о выборе ката до начала раунда.
  7. Участники должны выполнять в каждом раунде различные ката. Выполненные ката не должны повторяться.
  8. Участники утешительного круга могут представлять КАТА СИТЭЙ или ТОКУЙ согласно п.7 выше.
  9. В финале командных соревнований по ката, две команды-финалистки исполняют выбранные ими ката из списка ТОКУЙ в Приложении №7 в обычной манере. Команды затем должны продемонстрировать значение этого ката (БУНКАЙ). Для демонстрации БУНКАЙ отводится 5 минут. Хронометрист начинает отсчёт после поклона членов команды по  завершению представления КАТА и останавливает часы после последнего поклона по завершении БУНКАЙ. Команда, превысившая пятиминутный лимит дисквалифицируется. Запрещено использование вспомогательного оборудования или дополнительной одежды.

Пояснение:

Номер и тип требуемого ката зависит от количества заявленных индивидуальных или командных участников как показано в следующей таблице. Проигравшие считаются как участники или команды.

Участники или команды -  от 65 до 128; требуемое количество ката -7; Токуй -5; Ситэй -2

- от 33 до 64;  требуемое количество ката -6; Токуй -4; Ситэй -2

- от 17 до 32;  требуемое количество ката -5; Токуй -3; Ситэй -2

- от 9 до 16;  требуемое количество ката -4; Токуй -3;  Ситэй -1

- от 5 до 8;  требуемое количество ката -3; Токуй -3; Ситэй -0

-  до 4 -  ;  требуемое количество ката -2; Токуй -2;  Ситэй -0

СТАТЬЯ 4. Судейская бригада.

  1. Судейская Бригада состоит из 3 или 5 судей для каждого матча и назначается Советом Рефери или Контролером площадки.
  2. Судьи по КАТА не должны быть той же национальности, что и любой из участников.
  3. Кроме того, назначаются секретарь (ведущий счет), хронометрист и диктор.


Пояснение:

1.      Главный Судья по Ката должен находиться у края площадки для соревнований лицом к участникам. Другие 2 судьи должны находиться слева и справа, на расстоянии 2 метра от центральной линии площадки по поправению к месту входа участников на площадку. Все 3 судьи имеют красный и синий флажки.

2.      Использование  пяти судей возможно при наличии достаточного количества персонала для обеспечения нейтральности по национальности и стилю каратэ. Если используются пять судей, то Главный Судья по Ката должен находиться у края площадки для соревнований лицом к участникам, а четверо других по углам площадки.

3.      Все 3 судьи имеют красный и синий флажки либо пульты ввода электронного табло.

СТАТЬЯ 5. Критерии принятия решения.

  1. Ката должно быть выполнено компетентно и должно демонстрировать понимание спортсменом традиционных принципов, заложенных в ката.  При оценке исполнения Ката участником соревнований или командой, Судьи обращают внимание на следующее:

1)      Реалистичная демонстрация значения Ката;

2)      Понимание исполняемой техники (БУНКАЙ);

3)      Хорошее время исполнения, ритм, скорость и концентрация (КИМЭ);

4)      Правильное использование дыхания для выполнения КИМЭ;

5)      Правильная концентрация внимания (ЧАКУГАН);

6)      Правильность стоек с необходимым напряжением ног и касанием всей стопы пола;

7)      Необходимое напряжение низа живота (ХАРА) и отсутствие колебаний центра тяжести по вертикали при выполнении движений;

8)      Правильная форма (КИХОН) демонстрируемого стиля;

9)      Выполнение должно оцениваться  с других точек зрения, например, сложность выполняемого Ката.

10)  В Командном Ката синхронное исполнение, без каких-либо внешних подсказок является дополнительным фактором.

  1. Участник, который изменяет СИТЭЙ  Ката - дисквалифицируется.
  2. Участник, который останавливается во время исполнения Ката, или выполняет не то Ката, которое было объявлено, дисквалифицируется.
  3. Участник, который выполняет неподходящее Ката или повторяет Ката - дисквалифицируется.
     

Пояснение:

1)      Ката не является танцем или театральным номером. Оно должно выполняться в соответствии с традиционными ценностями и принципами. Оно должно содержать реальные боевые приемы и его техника должна демонстрировать концентрацию, силу и потенциальный эффект. Оно должно демонстрировать как физическую силу, силу духа и скорость, так и пластику, ритм и равновесие.

2)      В Командном Ката, все 3 человека команды должны начать ката, стоя лицом к Главному Судье.

3)      Члены команды должны демонстрировать компетентность во всех аспектах выполняемого Ката, включая синхронность исполнения.

4)      Команды начать или прекратить выполнение Ката, удар ногой, касание груди, предплечий или каратэ-ги и неуместный выдох, рассматриваются как внешние подсказки, и принимаются в расчет Судьями при принятии решений.

5)      Личной ответственностью тренера или участника является убедиться, что Ката, обозначенное на табло (указанное в заявке), соответствует выбранному в этом раунде.

СТАТЬЯ 6. Организация матчей.

В начале каждой схватки и при объявлении своих имен, два участника, один с красным поясом (АКА), другой с синим (АО), должны встать в линию у края площадки лицом к Главному Судье по Ката. После поклона Судейской Бригаде, АО делает шаг назад и оказывается вне площадки. После того, как АКА занимает свою исходную позицию и четко объявляет название исполняемого Ката, он начинает исполнение. Выполнив свое Ката, АКА покидает площадку и ожидает, когда АО закончит выполнение. После того, как АO выполнил своё Kaтa, оба участника возвращаются к краю площадки и ожидают решения Судей.

  1. Если выполняемое Ката не соответствует правилам, или имеется какая-либо иная неточность, Главный Судья может обратиться к другим Судьям для вынесения решения.
  2. Если один из участников дисквалифицирован. Главный Судья скрещивает и разводит флажки (по аналогии с ТОРИМАСЭН в кумитэ).
  3. После завершения выполнения Ката обоими участниками, они становятся бок о бок на краю площадки. Главный Судья дает сигнал для объявления решения (ХАНТЭЙ) и дает двухтоновый свисток. Три флажка Судей должны подняться одновременно.
  4. После достаточного времени Главный Судья даёт короткий свисток, после чего флажки должны быть опущены.
  5. Решение должно быть принято в пользу АКА или АО.  Ничьи запрещены. Участник,  получивший большинство голосов, объявляется победителем.
  6. Соперники кланяются друг другу, затем Судейской Бригаде и покидают площадку.


Пояснение:

1)      Исполнение Ката должно быть начато в пределах площадки.

2)      Если участник не выходит или отказывается от исполнения (КИКЕН), то решение выносится автоматически, без выполнения партнёром Ката.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.   Терминология

 

ШОБУ ХАДЗИМЭ - Начинает матч или схватку; После объявления, Рефери делает шаг назад.

АТОСИ БАРАКУ - Осталось немного времени; Слышимый сигнал будет дан xpонометристом за 30 секунд перед концом поединка и Рефери объявит "Атоси Бараку".

ЯМЭ -  Стоп; Остановка или окончание поединка. Но время объявления Рефери делает рубящее движение вниз рукой.

МОТО НО ИЧИ - Начальная позиция; Участники и Рефери возвращаются на свои исходные позиции.

ТСУДЗУКЕТЭ - Начать поединок; Продолжение поединка, следующее за внезапной паузой (прерыванием) в нем.

ТСУДЗУКЕТЭ ХАДЗИМЭ - Продолжить схватку-Начало; Рефери становится в переднюю стойку. Во время произношения "Тсудзукетэ" он разводит руки, ладонями наружу по направлению к спортсменам. Когда он говорит "Хадзиме" он поворачивает ладони и быстро сводит их друг к другу, в то же время возвращаясь в исходное положение.

СЮГО - Вызов судей; Рефери подзывает Судей в конце матча или поединка, или для предложения Сиккаку.

ХАНТЭЙ - Голосование; Рефери объявляет о голосовании. После короткого свистка, Судьи выражают свое мнение сигналом флажка, и Рефери показывает свое мнение в то же время, используя руку.

ХИКИВАКЕ - Ничья; В случае ничейного результата по Хантэй, Рефери скрещивает свои руки и потом разводит их ладонями вперед.

ТОРИМАСЭН- Не принимается как оцениваемая техника; Рефери скрещивает свои руки, затем делает разрезающее движение ладонями вниз.

ЭНЧО-СЭН- Дополнительное время; Рефери заново начинает матч с командой "СЁБУ ХАДЗИМЕ".

АЮЧИ- Одновременная оцениваемая техника; Невозможно отметить ни одного из участников. Рефери сводит кулаки вместе перед грудью

АКА (АО) НО КАЧИ - Красный (Синий) победил; Рефери наклонно поднимает руку в сторону победителя

АКА (АО) САНБОН - Красный (Синий) получает 3 очка; Рефери поднимает руку вверх на 45° в сторону спортсмена, получившего очки

АКА (АО) НИХОН - Красный (Синий) получает 2 очка; Рефери протягивает руку на уровне плеча в сторону спортсмена, получившего очки

АКА (АО) ИППОН- Красный (Синий) получает 1 очко; Рефери опускает руку вниз на 45° в сторону спортсмена, получившего очки

ЧУКОКУ- Первое замечание Категории 1 или Категории 2 без наказания; Для нарушений Категории 1, Рефери поворачивается к нарушителю и скрещивает руки на уровне груди. Для нарушений Категории 2, Рефери направляет указательный палец в лицо нарушителя

КЕЙКОКУ- Замечание с наказанием Иппон; Рефери показывает нарушение Категории 1 или 2, затем указывает указательным пальцем вниз под углом 45° в направлении нарушителя и присуждает Иппон (1 очко) оппоненту

ХАНСОКУ-ЧУЙ- Замечание с наказанием Нихон-Рефери показывает нарушение Категории 1 или 2, затем указывает указательным пальцем горизонтально в направлении нарушителя и присуждает Нихон (2 очка) оппоненту

ХАНСОКУ- Дисквалификация-Рефери показывает нарушение Категории 1 или 2, затем указывает указательным пальцем вверх под углом 45° в направлении нарушителя и присуждает победу оппоненту

ДЗЁГАЙ- Выход за площадку-Рефери указывает указательным пальцем в направлении нарушителя, чтобы показать Судьям, что участник вышел за границу площадки

СИККАКУ- Дисквалификация "Покинуть соревнования"-Рефери указывает вверх под углом 45° в направлении нарушителя, затем назад и наружу с объявлением "Ака (Сиро) Сиккаку!". Затем он объявляет победу оппонента

КИКЕН- Неявка-Рефери показывает вниз под углом 45° в направлении стартовой линии нарушителя

МУБОБИ- Пренебрежение защитой-Рефери касается своего лица, затем поворачивает свою руку ребром вперед, двигает ее вперед-назад, сигнализируя Судьям, что участник демонстрирует опасное для себя поведение

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Жесты и сигналы флагом.

 


ОБЪЯВЛЕНИЯ И ЖЕСТЫ РЕФЕРИ

СЁБУ ХАДЗИМЕ
"Начать матч"
После объявления, Рефери делает шаг, возвращаясь в исходное положение

ОТАГАЙ-НИ- РЭЙ
Указание Рефери к участникам поклониться друг другу

ТСУДЗУКЕТЭ ХАДЗИМЭ
Рефери становится в переднюю стойку. Во время произношения "Тсудзукетэ" он разводит руки, ладонями наружу по направлению к спортсменам. Когда он говорит "Хадзимэ" он поворачивает ладони и быстро сводит их друг к другу, в то же время возвращаясь в исходное положение.

ЯМЭ
Остановка или окончание поединка. Но время объявления Рефери делает рубящее движение вниз рукой.

НАРУШЕНИЕ 1 КАТЕГОРИИ
Рефери скрещивает открытые руки ребром вперед на уровне груди

НАРУШЕНИЕ 2 КАТЕГОРИИ
Рефери указывает наклонной рукой в лицо нарушителя

ПРЕВЫШЕНИЕ КОНТАКТА
Рефери сигнализирует Судьям, что произошло нарушение Категории 1 - превышение контакта

ИППОН (1 ОЧКО)
Рефери открывает руку вниз под углом 45° в направлении отмеченного спортсмена

НИХОН (2 ОЧКА)
Рефери открывает руку на уровне плеча в направлении отмеченного спортсмена

САНБОН (3 ОЧКА)
Рефери открывает руку вверх под углом 45° в направлении отмеченного спортсмена

НО КАЧИ (ПОБЕДА)
В конце матча или поединка, Рефери открывает руку вверх под углом 45° в направлении отмеченного спортсмена

ОТМЕНА ПОСЛЕДНЕГО РЕШЕНИЯ
Рефери поворачивается в сторону участника, объявляет "Ака" или "Ао", скрещивает руки и затем делает рубящее движение, ладонями вниз, сигнализирующее, что последнее решение было отменено

КЕЙКОКУ
Рефери показывает нарушение Категории 1 или 2, затем указывает указательным пальцем вниз под углом 45° в направлении нарушителя и присуждает Иппон (1 очко) оппоненту

ХАНСОКУ ЧУЙ
"Наказание Нихоном"
Рефери показывает нарушение Категории 1 или 2, затем указывает указательным пальцем горизонтально в направлении нарушителя и присуждает Нихон (2 очка) оппоненту

ХАНСОКУ
"Дисквалификация"
Рефери показывает нарушение Категории 1 или 2, затем указывает указательным пальцем вверх под углом 45° в направлении нарушителя и присуждает победу оппоненту

СИККАКУ
"Дисквалификация, покинуть соревнования"
Рефери указывает вверх под углом 45° в направлении нарушителя, затем назад и наружу с объявлением "Ака (Ао) Сиккаку!". Затем он объявляет победу оппонента


ДЗЁГАЙ
"Выход за площадку"
Рефери указывает указательным пальцем в направлении нарушителя, чтобы показать Судьям, что участник вышел за границу площадки

СЮГО
"Вызов судей"
Рефери подзывает Судей в конце матча или поединка, или для предложения Сиккаку

ТОРИМАСЭН
"Не принимается как оцениваемая техника"
Рефери скрещивает свои руки, затем делает разрезающее движение ладонями вниз.

ХИКИВАКЕ
"Ничья"
В случае ничейного результата по Хантей, Рефери скрещивает свои руки и потом разводит их ладонями вперед

АЮЧИ
"Оцениваемая техника проведена одновременно"
Невозможно отметить ни одного из участников. Рефери сводит кулаки вместе перед грудью

ТЕХНИКА СБЛОКИРОВАНА ИЛИ ПРОШЛА МИМО ЦЕЛИ
Рефери помещает открытую руку над другой рукой, сигнализируя Судьям, что техника заблокирована или попала в неоцениваемую область

АКА (АО) ОЦЕНИВАЕТСЯ ПЕРВЫМ
Рефери сигнализирует Судьям, что Ака оценивается первым присоединением открытой правой руки к ладони левой. Если Ао был первым, тогда наоборот - левая рука идет к ладони правой

МУБОБИ
(ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ЗАЩИТОЙ
)
Рефери касается своего лица, затем поворачивает свою руку ребром вперед, двигает ее вперед-назад, сигнализируя Судьям, что участник демонстрирует опасное для себя поведение

ТЕХНИКА СЛИШКОМ СЛАБА
Рефери двигает вверх-вниз открытой рукой, показывая Судьям, что техника не имеет существенной силы

ТЕХНИКА ПРОШЛА МИМО
Рефери двигает сжатый кулак вдоль тела, сигнализируя Судьям, что техника прошла мимо или скользнула по оцениваемой области

НЕВЕРНАЯ ДИСТАНЦИЯ
(СЛИШКОМ ДАЛЕКО)

Рефери держит обе руки ладонями друг к другу, с промежутком между ними приблизительно 30 см, показывая Судьям, что дистанция выполнения техники была неверной

НЕВЕРНАЯ ДИСТАНЦИЯ
(СЛИШКОМ БЛИЗКО)

Рефери скрещивает руки тыльной стороной наружу, пальцы вперед, показывая Судьям, что дистанция выполнения техники была неверной

ПЕРЕСМОТР
После указания доводов, Рефери просит Судей повторно высказать свое мнение

КИКЕН
"Неявка"
Рефери показывает вниз под углом 45° в направлении стартовой линии нарушителя

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Список обязательных ката.

 

Перечень обязательных катаW.K.F. (Ситэй)

 

Годзю -рю

Сэйпай,  Сайфа

Сётокан

Дзион,  Канку дай

Сито –рю 

Бассай дай,  Сэйентин

Вадо -рю

Сэйсан,  Чинто

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Список основных ката W.K.F. (ТОКУЙ)

 

 

КАТА ГОДЗЮ-РЮ

 

КАТА ВАДО-РЮ

1

Sanchin

1

Kushanku

2

Saifa

2

Naihanchi

3

Seiyunchin

3

Seishan

4

Shisochin

4

Chinto

5

Sanseru

5

Passai

6

Seisan

6

Niseishi

7

Seipai

7

Rohai

8

Kururunfa

8

Wanshu

9

Suparimpei

9

Jion

10

Tensho

10

Jitte

 

 

11

Suparimpei

 

 

КАТА СЁТОКАН

 

 

1

Bassai-Dai

12

Jion

2

Bassai-Sho

13

Sochin

3

Kanku-Dai

14

Nijushiho-Sho

4

Kanku-Sho

15

Goju Shiho-Dai

5

Tekki-Shodan

16

Goju Shiho-Sho

6

Tekki-Nidan

17

Chinte

7

Tekki-Sandan

18

Unsu

8

Hangetsu

19

Meikyo

9

Jitte

20

Wankan

10

Enpi

21

Jiin

11

Gankaku

 

 

 

 

КАТА СИТО-РЮ

 

 

1

Jitte

22

Naifanchin-Shodan

2

Jion

23

Naifanchin-Nidan

3

Jiin

24

Naifanchin-Sandan

4

Matsukaze

25

Aoyagi (Seiry)

5

Wanshu

26

Jyuroku

6

Rohai

27

Nipaipo

7

Bassai-Dai

28

Sanchin

8

Bassai-Sho

29

Tensho

9

Tomari Bassai

30

Seipai

10

Matsumura Bassai

31

Sanseru

11

Kosokun-Dai

32

Saifa

12

Kosokun-Sho

33

Shisohin

13

Kosokun-Shiho

34

Kururunfa

14

Chinto

35

Suparimpei

15

Chinte

36

Hakucho

16

Seienchin

37

Pachu

17

Sochin

38

Heiku

18

Niseishi

39

Paiku

19

Gojushiho

40

Annan

20

Unshu

41

Annanko

21

Seisan

42

Papuren

 

 

43

Chatanyara Kushanku

 

 
    Вы здесьГлавнаяРазряды  каратэПравила соревнований  каратэ WKF  
Спортивный клуб Мангуст г.Бобруйскк          
Дата последнего изменения этого узла 03.11.2008